Вступайте в группу "Брионика", посвященную почвопокровным растениям: мхам, лишайникам, грибам -  http://vk.com/club72135172

  • Узнайте: что из них можно получить;
  • как сделать красивые композиции;
  • как получить стабилизированные (глицериновые) растения.

Дубовый мох. Резиноид

Дубовый мох, также известный как Эверния сливовая (Evernia prunastri) - это вид лишайников, который можно встретить в горных лесах умеренного пояса по всему Северному полушарию. Как следует из названия, дубовый мох растет обычно на ветвях и стволах дубов, хотя часто его можно увидеть и на других деревьях лиственных и хвойных пород. Слоевище лишайника - густое, мягкое, кустистое, невысокое, состоящее из множества сросшихся внизу, чрезвычайно разветвлённых, лопастей, похожих на рога оленя. Цвет дубового мха может меняться в зависимости от внешних условий: он может быть мятно-зеленым или почти белым, когда сухо, и темно-оливковым и даже желтоватым при высокой влажности. Дубовый мох является одним из наиболее часто используемых ингредиентов в парфюмерии, особенно в шипровых и фужерных композициях. Являясь хорошим фиксатором, он не только улучшает стойкость парфюма, но и придает ему тонкий, богатый, землисто-лесной аромат, влажное и сливочно мягкое звучание. Для нужд парфюмерии дубовый мох, как правило, выращивается в Южной и Центральной Европе, после чего обычно экспортируется в Грасс во Франции, где расположено большинство парфюмерных домов. Абсолют, конкрет и эфир, полученные из дубового мха, имеют отчетливо древесно-землистый, острый и очень чувственный аромат, который очень хорошо сочетается с цветочными и зелеными нотами и отлично дополняет восточные композиции. Особый тип дубового мха, который растет на сосновых деревьях, имеет несколько иной, смолисто-скипидарный аромат, за что высоко ценится среди парфюмеров. Абсолют дубового мха может быть получен путем экстракции растворителем или с помощью вакуумной дистилляции. Продукт, полученный путем экстракции растворителем, имеет темно-зеленый или даже коричневый цвет и сильный, натуральный, землисто-мшистый аромат с легким оттенком кожи. Процесс вакуумной дистилляции дает бледно-желтый или зеленый продукт с очень сухим ароматом земли и древесной коры. На протяжении многих лет дубовый мох был известен как сильный аллерген, который следует использовать с особой осторожностью, чтобы предотвратить кожные раздражения. И все же источником особо жарких споров мох стал не так давно, с тех пор как IFRA, организация, которая регулирует правила безопасного использования аромахимии и натуральных компонентов в парфюмерии, причислила дубовый мох к списку ингредиентов, использование которых жестко ограничено. Правила IFRA диктуют, что экстракты дубового мха, полученные из Evernia prunastri должны входить в состав парфюмерной продукции лишь в количестве, не превышающем 0,1%. Кроме того, если формула уже содержит экстракты древесного мха, то уровни экстрактов дубового мха и древесного мха должны быть уменьшены таким образом, что общее количество обоих не превышало 0,1%. Поскольку практически невозможно представить классический шипровый аромат без натурального дубового мха, парфюмеры были поставлены в сложное положение. С 2001 года не прекращаются попытки найти новый экстракт, который бы ольфакторно был максимально приближен к натуральному дубовому мху и при этом соответствовал бы требованиям IFRA. После опубликования списка ограничений многие парфюмерные дома были вынуждены переформулировать свои легендарные ароматы. Примеров очень много. Один из самых ярких - духи Mitsouko и Parure от Guerlain с дубовым мхом в базе. С помощью новейших достижений науки в этой области, Thierry Wasser, главный парфюмер дома Guerlain, нашел способ сохранить оригинальное звучание этих ароматов, не внося фатальных изменений в их композиции. Теперь Guerlain использует в своих формулах дубовый мох, в котором отсутствует то конкретное соединение, которое запрещено правилами IFRA. Благодаря возможностям современной химии этот новый материал - 100%-чистый натуральный экстракт, безопасный с точки зрения IFRA. Некоторые парфюмеры заменили дубовый мох комбинацией пачули и ветивера, другие использую синтетические "мхово-древесные" ноты, придающие композициям глубокие лесные оттенки звучания. Подлинный "аромат влажного леса" вы все еще можете ощутить в творениях современных брендов натуральной парфюмерии, которые продолжают использовать абсолют дубового мха, полученный путем экстракции растворителем. Ноты дубового мха можно встретить во многих легендарных ароматах. К примеру, в Paloma Picasso, в цветочно-древесно-зеленом Chanel #19, в цветочно-шипровом Miss Dior by Dior и в Apercu by Houbigant. Хотелось бы также упомянуть винтажный парфюм от Houbigant - Fougere Royale - композицию, в которой лаванда покоилась на базе из дубового мха и кумарина. Целый класс ароматов - фужеры (Fougère) - был назван в честь этого классического творения.

 

Экстракт дубового мха

Запахи скорее, нежели звуки или образы, заставляют звучать струны нашего сердца.  (Р. Киплинг)

ДУБОВЫЙ МОХ

Oak Moss (англ.), mousse de chene (франц.), Eichenmoosol (нем.).

Термин «дубовый мох», укоренившийся в эфиромасличной промышленности и торговле, относится к лишайнику Evernia Prunastri Ach. семейства усниевых, произрастающему не только на дубе, но и на других лиственных и хвойных деревьях,  кустарниках.

Этот лишайник распространён повсюду в горных лесах умеренного климата в Северном полушарии, в том числе во Франции, Испании, Португалии, странах Центральной Европы и Северной  Америки, а также на территории бывшего Советского союза. Растет на коре стволов и ветвей различных древесных пород в лесной зоне. Представляет собой сильно  ветвистый, слегка приплюснутый, мягкий на ощупь кустик – слоевище. От основания, которым слоевище прикрепляется к коре дерева – субстрату, отходят разветвлённые, плоские, лентовидные лопасти с сильной складчатой поверхностью длиной 2 – 10 см, шириной у основания и в середине от 1 до 4 мм, на концах – менее 0,5 мм.   Края лопастей заворачиваются книзу, на них  местами заметны беловатые округлые или эллиптические порошистые  пучки спорообразований – сорредиев. Цвет лишайника с верхней, более выпуклой, стороны серовато-зелёный, с нижней, более вогнутой – зеленовато-беловатый или желтоватый иногда с розовым оттенком. Запах приятный, ароматический, мускусно-лавандовый с преобладанием терпкой ноты мха после высушивания и хранения в определённых условиях. Душистые вещества и лишайниковые кислоты равномерно диспергированы внутри клеток слоевища. Промышленным сырьём дубового мха являются слоевища лишайникаЗаготавливают слоевище летом

СПОСОБЫ ПЕРЕРАБОТКИ ДУБОВОГО МХА

Для получения наиболее ценного душистого фиксатора – резиноида мха используются высушенные, отделенные от коры дерева слоевища лишайника.

 Получение экстракта основано на экстрагировании сырья органическими растворителями (бензол, этанол, метанол, ацетон, петролейный эфир) с последующим упариванием мисцеллы. В зависимости от растворителя получают экстракты с различным запахом и разной консистенции. При применении горячего этилового спирта  в качестве экстрагента (выход резиноида при этом составляет 8-14%), получается темно-зеленая воскообразная масса, пронизанная кристаллами, частично растворимыми в холодном спирте. Продукты мха, выделенные этиловым спиртом, значительно отличаются от продуктов, выделенных эфиром или бензолом. При экстракте этими растворителями почти все лишайниковые кислоты переходят в экстракт, но, так как их наличие в экстракте при дальнейшем его применении является помехой, то, как правило, такой экстракт экстрагируется спиртом, в котором лишайниковые кислоты не растворяются, за исключением эверновой кислоты. Получаемый при этом продукт характеризуется темной окраской и наличием большого количества балластных веществ (до 10%), куда входят атранорин, воска, усниновая кислота, углеводы и эфиры лишайниковых кислот.

ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ ДУБОВОГО МХА

Продукты переработки дубового мха используются в парфюмерии довольно давно. Во Франции мох стали собирать еще в XVII-XVIII вв., сушили, измельчали и использовали в качестве пудры для париков. С XIX в. начали готовить спиртовые настойки и экстракты этого лишайника, на основе которых были созданы всем известные рецептуры духов и одеколонов «Шипр» и «Фужер». Продукты с запахом экстракта дубово­го мха до настоящего времени остаются важнейшими составляющими парфюмерных композиций.

Многие годы крупнейшими производителями экстракта дубового мха были французские предприятия города Грасса. Первое время ли­шайник собирали в горных районах Прованса, но постепенно его ста­новилось все меньше и сбор становился все более затруднительным. Поэтому во все большем количестве стали использовать сырье, заво­зимое из Югославии, Марокко и Италии.

В 1980 г. только одно предприятие «Рур-Бертран» имело произ­водственные мощности для переработки в год 10000 т лишайника, который закупался в Югославии. Экстракция велась на автоматизиро­ванных установках с использованием в качестве экстрагента кипящей смеси бензола с гексаном. После отгонки растворителей получали конкрет в виде твердой массы с выходом около 6%.

В бывшем СССР производство экстракта дубового мха было начато в 1935 г. Оно возобновилось после войны и к концу 50-х годов достигло уровня 10 т в год. В один из 60-х годов было сделано 16 т экстрак­та, но затем началось неуклонное снижение выработки (1978 г. — 7т, 1985 г. — 1,3 т). Причина была та же, что и во Франции: ресурсы ли­шайника в доступных местах быстро исчерпались, а заготовительная цена была недостаточна, чтобы люди захотели подниматься далеко в горы Северного Кавказа.

И в настоящее время в парфюмерной промышленности используется целый ряд продуктов, получаемых из лишайников: Абсолю – темно-зеленая или коричневая очень вязкая жидкость с сильным запахом мха и земли; Масло из абсолю – бледно-желтая или оливковая жидкость, имеющая аромат коры и земли; Конкрет, смола и резиноид – темные твердые или вязкие вещества, имеющие стойкий аромат земли. Они обладаюте сильными фиксирующими свойствами, в силу чего широко применяются в парфюмерии для придания насыщенного природного тона всем типам духов. Для парфюмерии наибольшую ценность представляет абсолютное масло дубового мха.

КОНКРЕТ ДУБОВОГО МХА

Конкрет, полученный экстракцией гексаном, содержит большое количество фосфолипидов, диацилглицеридов, триацилглицеридов и воскоподобных веществ.

ПРИМЕНЕНИЕ

 При производстве мыла. В косметических средствах, а именно в кремах. Фосфолипиды, построенные по образцу кожных липидов, придают коже упругость, оказывают тонизирующий эффект. Липиды легко впитываются кожей, смягчают, предохраняют от резкой смены температуры, препятствуют проникновению в неё грязи и пыли. Воски смягчают кожу, придавая ей мягкость. Кроме того в состав конкрета входят токоферолы, обладающие антиоксидантными свойствами, предупреждают повреждение клеточных мембран, тормозят преждевременное старение. Органические кислоты, в частности усниновая кислота, обладают антимикробной активностью.

РЕЗИНОИД ДУБОВОГО МХА

Природа растворителя существенно влияет на выход, состав, консистенцию и запах зкстракта.  Так экстракцией бензолом получают 2-5,6 %; сильно окрашенного воскообразного экстракта-конкрета,  экстракцией ацетоном – 5-8 %, этиловым спиртом – 10-11 % резиноида тёмного цвета мазеобразной консистенции.

В составе резиноида содержание этилового спирта не более  15 %; содержание летучих частей не менее 5 %; нерастворимого осадка не более 6 %.

ХАРАКТЕРИСТИКА

 Вязкое вещество, имеющее стойкий древесный аромат. Входящие в состав лишайниковые кислоты, относящиеся к фенольным соединениям, придают продукту фиксирующие свойства.

ЗАПАХ

Характерный запах дубовому мху придают α- и β- туйон, камфора, борнеол, цинеол, нафталин, фенол, гераниол, цитранеллол, ванилин и др. Основной запах - запах мха. Глубокий, древесный с кожаными и животными нотами. Отличается сильным и тончайшим ароматом.

ПРИМЕНЕНИЕ

Резиноид применяется в парфюмерии высокого класса. Один из важнейших натуральных компонентов в парфюмерии -  фиксатор. Для придания всем видам духов насыщенного природного тона.  Используют в духах, одеколонах, лосьонах. Резиноид дубового мха придает «букету» нежный, пряно-лесной, с легким «кожаным» оттенком запах. Также используется для ароматизации мыл и средств по уходу за волосами.

СОЧЕТАЕМОСТЬ

Дубовый мох используется в качестве основы для многих смесей и хорошо сочетается как с теплыми компонентами (сандал, корица, тонка), так и с опьяняющими ароматами жасмина и туберозы.

Хорошо смешивается с  верхними нотами -  Мандарин, Петитгрейн, Лаванда, Бергамот, Нероли, Гальбанум, Базилик, Мускатный орех; средними нотами -  Кардамон, Мускатный орех, Жасмин, Роза, Гвоздика (пряность); базовыми нотами - Ветивер, Ваниль, Пачули, Гибискус (просвирник), Кедр.

Список использованной литературы:

  1. Войткевич С.А. Эфирные масла для парфюмерии и ароматерапии / С.А Войткевич. М.: Пищевая промышленность, 1999.
  2. Сидоров И.И. Технология натуральных эфирных масел и синтетических душистых веществ/ И.И.Сидоров, Н.А. Турышева, Л.П. Фалеева, Е.И. Ясюкевич М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1984. – 368 с.
  3. Кирхнер Ю.  Тонкослойная хроматография I и II тома 2-е издание /    Ю. Кирхнер М.: Издательство «Мир», 1981.
  4. Дубовый мох и продукты его переработки. /Мотрук А.В., Попов Р.И., Шустова А.С, Тарасов В.Е.Кубанский Государственный Технологический Университет.

 

Во Франции его стали собирать еще в XVII-XVIII вв., сушили, измельчали и использовали в качестве пудры для париков. С XIX в. начали готовить спиртовые настойки и экстракты этого лишайника, на основе которых были созданы всем известные рецептуры духов и одеколонов «Шипр» и «Фужер». Продукты с запахом экстракта дубового мха до настоящего времени остаются важнейшими составляющими парфюмерных композиций.

Многие годы крупнейшими производителями экстракта дубового мха были французские предприятия города Грасса. Первое время лишайник собирали в горных районах Прованса, но постепенно его становилось все меньше и сбор становился все более затруднительным. Поэтому во все большем количестве стали использовать сырье, завозимое из Югославии, Марокко и Италии.

В 1980 г. только одно предприятие «Рур-Бертран» имело производственные мощности для переработки в год 10000 т лишайника, который закупался в Югославии. Экстракция велась на автоматизированных установках с использованием в качестве экстрагента кипящей смеси бензола с гексаном. После отгонки растворителей получали кон-крет в виде твердой массы с выходом около 6%.

Для парфюмерии наибольшую ценность представляет абсолютное масло дубового мха. Оно готовится обработкой конкрета горячим спиртом (иногда при кипении в течение нескольких часов), отделением нерастворившейся части при охлаждении и отгонкой спирта. К полученному остатку для придания ему жидкой консистенции часто добавляют диэтилфталят или бензилбензоат. Так работают западные предприятия.

В России производство экстракта дубового мха было начато в 1935 г. Оно возобновилось после войны и к концу 50-х годов достигло уровня 10 т в год. В один из 60-х годов было сделано 16 т экстракта, но затем началось неуклонное снижение выработки (1978 г. — 7т, 1985 г. — 1,3 т). Причина была та же, что и во Франции: ресурсы лишайника в доступных местах быстро исчерпались, а заготовительная цена была недостаточна, чтобы люди захотели подниматься далеко в горы Северного Кавказа.

Техника производства экстракта дубового мха, принятая в России, отличалась от европейской. Экстракция лишайника осуществлялась горячим этиловым спиртом пищевых кондиций, что было возможно только в условиях плановой экономики, так как в этом случае спирт не облагался акцизным налогом. Для экстракции использовалась аппаратура как непрерывного, так и периодического действия. После отгонки спирта получали экстракт-резиноид буро-зеленого цвета, выход которого составлял около 12%. Для удобства использования в нем специально оставляли 10-15% спирта (Н. А. Турышева, Технология ЭМ, 1984, стр. 216).

При необходимости осуществлялось осветление резиноида сорбционным методом. Для получения продукта, подобного абсолютному маслу европейского типа, резиноид растворяют в десятикратном количестве спирта, отделяют осадок, а спирт отгоняют.

 

Литвинова Т. Ароматерапия: профессиональное руководство в мире запахов

Скотт Каннингем Полная книга фимиамов, масел и зелий

С. Войткевич «Эфирные масла для парфюмерии и ароматерапии»