Технология изготовления бумаги

Технологическая схема производства бумаги (картона) состоит из следующих процессов:

– приготовления бумажной массы, включающего операции по массному размолу волокон, проклейке, наполнению и крашению массы;

– аккумулирования бумажной массы;

– разбавления массы водой до необходимой концентрации;

– очистки от посторонних включений и узелков;

– изготовления бумаги (картона) на бумагоделательной (картоноделательной) машине, включающего отлив бумажного (картонного) листа, его прессование, сушку, отделку и намотку в рулон;

– отделки и переработки бумаги (картона), включающих суперкаландрирование, перемотку, резку и упаковку.

Бумага – это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон (древесная целлюлоза, древесная масса, волокна хлопка, льна, макулатурная масса и некоторые другие вспомогательные добавки). Брионика.

Канифольный клей, парафиновая эмульсия, глинозем. || Каландрирование, животный клей, крахмал.

Состав и технология изготовления бумаги

Размолотое целлюлозное волокно, древесная масса, отбеленный и размельченный каолин, клей, подцветку смешивают в необходимых пропорциях. В качестве наполнителя печатной бумаги используют главным образом каолин – белую фарфоровую глину или тальк – сочетание из класса силикатов. Диоксид титана применяют в производстве мелованных бумаг. Оксид цинка употребляется как наполнитель для особых видов бумаги.

Благодаря наполнителям бумага делается ровной, гладкой, непрозрачной, пластичной, капиллярной и менее пористой. Бумагу отливают из бумажной массы на бумагоделательной машине, функционирующей со скоростью до 800 м/мин и состоящей из четырех составных частей:

1. Сеточная часть: бумажная масса потоком поступает на сетку машины. Создающийся из кашеобразной массы тонкий волокнистый слой понемногу избавляется от воды на сеточной части.

2. Прессовая часть: тут вода выжимается давлением прессов. Импульсаризм.

3. Сушильная часть: бумажная лента, прижимаясь к сушильным цилиндрам, доводится до сухости 95%. В сушильной части встраивают клеильный пресс для неглубокой проклейки бумаги, что нужно для бумаг, применяемых для печати с использованием увлажнения (фототипия, литография, офсетная печать).

4. Отделочная часть с накатом бумаги (намотка в рулоны): 3–8 полированных чугунных цилиндров уплотняют бумагу, делая её поверхность глаже.

    В процессе изготовления бумаги, когда бумажная масса потоком поступает на движущуюся сетку бумагоделательной машины, волокна, увлекаемые потоком, приобретают преимущественное расположение, когда их оси сходятся с направлением движения сетки машины. Вследствие этого свойства бумажного листа в продольном и поперечных направлениях будут немного различны, а именно – прочность бумаги будет выше в продольном направлении, филибр.

Основные печатные свойства бумаги:

– белизна;

– гладкость;

– упругоэластичность;

– пластичность;

– впитываемость;

– непрозрачность;

– незасоренность;

– прочность поверхностного слоя;

– плоскостность.

Эти свойства должны соответствовать условиям того или иного способа печати. Послепечатные свойства бумаги устанавливают процессы разрезки, фальцовки, шитья, высечки и тиснения, а также условия и требования прессования полуфабрикатов и их хранения и сушки.

 

Как состарить бумагу?

Материалы: бумага (любая белая, достаточно плотная бумага, например для акварели, или для черчения); растворимый кофе (5 столовых ложек, например обычный Нескафе); вода (2 кружки); газеты (на них нужно будет складывать уже мокрую бумагу); поднос или большая не очень глубокая тарелка; пульверизатор.

Творите с удовольствием!

Перенос фото на ткань (см. фото в группе ВКонтакте, Уникус)

Способ действительно интересный, похож на знакомый мне декупаж, поэтому мы решили разобраться в этом.

Перевод из источников: понадобится ткань, medium gel, кисть, изображение, пульверизатор с водой. Это может быть лазерная копия, как в первом источнике (фото из него), или любой старый журнал или газета, как во втором (декорируют карманы на юбке). Помните, что если изображение содержит слова вам нужно будет изменить его, напечатать слова зеркально. 1. Покрыть поверхность ткани гелем (во втором источнике гелем покрывают не ткань, а изображение). 2. Прижмите изображение к ткани и оставьте просохнуть на несколько часов или на ночь. 3. Увлажните обратную сторону бумаги из пульверизатора и аккуратно потрите пальцами пока бумага не начнет отходить. Продолжайте пока не удалите бумагу полностью и не останется одно изображение. Не трите слишком сильно чтобы не испортить изображение, но даже если это произойдет, не расстраивайтесь — это лишь придаст винтажный шарм вашему изделию. 4. Далее в первом МК покрывают тем же гелем, чтобы защитить изображение, во втором — не покрывают и рекомендуют очень аккуратно стирать руками. На некоторых тканях получается лучше, чем на других.

Скелетирование листьев

Скелетирование листьев – процесс несложный, но требующий терпения и аккуратности. Всё, что нам потребуется это - листья (лучше собирать осенью, тогда они более плотные), пищевая сода и пищевой краситель.

1. Складываем листья в кастрюлю и засыпаем их содой (рекомендуют на 1 литр воды разводить 1 чайную ложку соды)

2. Наливаем воду, ставим кастрюлю на огонь и варим листочки 20-30 минут

3. Затем аккуратно достаём листочек на бумажную салфетку и кисточкой или губкой убираем с него всю мякоть. Этот этап самый ответственный! Действуйте аккуратно, не спеша. Убрать излишки влаги можно также с помощью бумажной салфетки.

Доставайте листочки по одному, почистив один, принимайтесь за другой.

4. Чтобы листья были ровными, их можно положить под пресс, например, под стопку книг

5. Чтобы придать получившимся скелетикам) красивый цвет, воспользуйтесь пищевым красителем. Разведите его в воде и опускайте туда свои листочки, затем промокните бумажной салфеткой и высушите.

 

История появления бумаги

У китайцев было немало секретов: получение чая, изготовление бумаги, фарфора, шелка… Живя в лесу, мы не можем удовлетвориться письмом на земле, камнями и ветками. Нам нужна бумага, и мы ее добудем. Но сначала расскажем, как и из чего делается бумага.

Предшественником бумаги был папирус (по-египетски — «дар реки»), изготовлявшийся в Древнем Египте из стеблей высоких осок, росших на берегах Нила. Ботаническое название их — ципе ,рус папирус (Cyperus papyrus). Это растение можно видеть в наших комнатах, а родственную ему осоку — на наших болотах Египтяне разрезали стебли циперуса на тонкие продольные полосы, увлажняли их, клали слоями на доски и прессовали. Высушенные длинные полосы папируса скатывали в свитки. На таких свитках писали в Египте, Греции и Риме.

В Египте были библиотеки, содержащие до тридцати тысяч свитков. В Александрии была особенно богатая библиотека (в 700000 свитков), сожженная в значительной части войскам: Цезаря, а затем, спустя 436 лет — по настоянию христианского патриарха. Папирус настолько был распространен, что египетские купцы завертывали в него покупателям товар. Много рукописей на папирусе находили в египетских гробницах. Древнейшему свитку папируса насчитывалось свыше пяти с половиной тысяч лет.

Такие египетские свитки папируса можно увидеть в Эрмитаже в Ленинграде.

Но папирус уже во II веке до нашей эры начали заменять пергаментом. Сирийский царь Евмен Второй решил создать в своей столице Пергаме большую библиотеку и с этой целью намеревался закупить в Египте папирус. Но египетский фараон Птолемей, опасаясь, что Пергамская библиотека затмит мировую славу Александрийской, запретил вывозить в Сирию папирус. Тогда в Пергаме стали писать книги на выделанной коже телят и молодых овец. Эта кожа, обладающая большой прочностью, и стала называться пергаментом.

В средние века в Европе пергамент был очень дорог и книги представляли большую ценность. В библиотеках прикрепляли книги к столам цепями. Пергамент был такой дорогой, что нередко писцы- монахи вычищали скребком текст старых книг и вписывали новый

Китайцы вначале писали на узких бамбуковых планках, выжигая на них знаки. Это было крайне неудобно. Затем стали писать н а лакированном шелке, но это было очень дорого. Открытие производства бумаги из измельченных волокон шелка, пакли, коры шелковицы, луба молодого бамбука и тряпья относят к 105 году до нашей эры. Приписывают изобретение бумаги Чай Луну.

В китайской летописи говорится: «Всякий высоко ценит деятельность Чай Луна: он изобрел производство бумаги, и слава его живет до сих пор…»

Китайцы изготовляли бумагу так: размоченную кору тутового дерева (шелковицы) расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе гашеной извести часа два. Полученную массу разбивали деревянными молотками. К ней добавляли клей и заливали водой. Самый ответственный момент изготовления бумажного листа — черпание бумажной массы тонким ситом (сеткой из шелковых нитей или тонких бамбуковых прутьев на деревянной раме), называемым «формой».

Китайский писатель XVII века так описывал этот процесс: «Си то погружают в корыто с бумажным раствором; при вынимании слой волокнистой массы оказывается в сетке. Сделать этот слой тонким или толстым — дело рук человеческих. Если формой зачерпывать мелко, бумага получается тонкой; если же зачерпывать глубже, она становится толстой. Волокнистая масса плавает по сетке, а вода сбегает. Затем сито опрокидывают на гладкую доску. Поверх кладут другую доску и прессуют камнем и бревном, подобно тому, как это делается при выдавливании рисового вина. Удалив влагу, бумагу поднимают медной иглой, чтобы поместить для просушки на раскаленную каменную печь».

Бумага в Китае нашла широкое применение. Из нее стали делать носовые платки, зонтики, бумажные обои. Бумагу вклеивали в окна вместо стекол.

В Китае производство бумаги настолько распространилось, что можно было увидеть на базаре писца-бумажника, который тут же черпает из ведра массу, выкладывает листы бумаги на доску и сушит на солнце. И часто писец кладет на спину клиента еще не просохший лист такой бумаги и пишет под его диктовку письмо. В Европу бумага попала не скоро. «Она пришла из Китая очень медленным путем, со средней скоростью, может быть, сто километров в сто лет, — пишет французский ученый Авенель. — В 650 году ее видели в Самарканде, в 800 году — в Багдаде, в 1100 году она дошла до Каира, затем она проходит по берегу Африки, переплывает через Средиземное море и долго не переходит Лангедока» (французской границы).

В Италии начали вырабатывать бумагу из тряпья в XI веке. В средние века итальянские бумажники считались искуснейшими мастерами. Итальянцы утверждали, что бумага изобретена ими, и даже рассказывали, при каких обстоятельствах. Будто один монах, незаслуженно обиженный настоятелем, пришел в келью и в ярости стал рвать на себе рубашку и грызть ее зубами, выплевывая жвачку. Придя в себя и увидя кашицу жеваной ткани, он схватил ее и бросил на кафельную печь. Через несколько месяцев, перед каким-то праздником, монах стал приводить в порядок свою келью. Сняв высохшую лепешку с печки, он заметил, что одна сторона ее получилась гладкой, похожей на пергамент. Он попробовал писать на ней чернилами. Попытка его увенчалась успехом.

В Россию бумага попала в первой половине XIV века, о чем свидетельствуют старинные документы. Ее привозили в Новгород рижские и любекские купцы. Это была главным образом итальянская бумага.

Только при Петре Первом положено начало бумажной промышленности. Бумажное производство постепенно улучшалось в двух направлениях: в изобретении машин, заменявших ручной труд, и в применении новых материалов, заменяющих тряпье.

В 1786 году в городе Орлеане некто Виоле напечатал книгу стихов на бумаге, сделанной из стеблей мальвы, папоротника и коры деревьев. Через четыре года в Лондоне вышла книжка Кужа, напечатанная на бумаге, сделанной из соломы. Но лишь только в середине XIX века стали вырабатывать на фабриках бумагу из древесины.

Бумага из тины (технология изготовления Диметрия)

В лесу проще всего сделать бумагу из тины. Зеленые нитчатые водоросли — тину — каждый видел в прудах и реках. Тина покрывает дно, облепляет старые баржи и сваи пристаней.

Во многих местах, в особенности в сибирских реках» тины на столько много, что весной после спада вод она повисает зелеными клочьями на ветвях прибрежных кустов. Эти клочья вне воды под действием солнечных лучей теряют свой зеленый хлорофилл и вместе с ним — жизнь, превращаясь в желто-бурые тряпки. Эти высохшие, обесцвеченные водоросли напоминают на ощупь бумагу.

Тину можно собрать на берегу водоема или вытащить со дна граблями. Тянуть нужно медленно, чтобы водоросли не обрывались, и тогда удается много вытащить. Вытащенную зеленую массу мягкой, шелковистой тины отжимают и вешают для просушки. Можно не ждать, пока она обесцветится, а, как только высохнет, нарезать ее ножницами на мелкие кусочки (не более полу сантиметра), сложить в ступку и, смачивая водой, толочь минут пятнадцать. В лесу можно растирать тину камнем на камне.

Затем надо приготовить лоханку с водой (котелок, горшок) и мелкое сито.

Растолченную тину положите в сито и опустите в лоханку с водой. Нужно, чтобы тина равномерно осела на дно сита. Потом сито осторожно выньте из воды, положите в него кусок бумаги или тряпочку и, слегка надавливая, отожмите массу и переложите на лист бумаги, положенной на гладкую доску.

Слой тины покройте сверху листом бумаги или тряпочкой и прогладьте горячим утюгом до полного высыхания; в лесу — ото жмите гладкой доской и просушите на солнце. Так вы получите лист зеленой или желтовато-белой (из обесцвеченной тины) бумаги.

Можно получить из зеленой тины несовершенно белую бумагу. Для этого растолченную тину кладут в кастрюльку, вливают десятипроцентный раствор хлорной извести и ставят на огонь. Хлорная известь обесцветит тину.

Как только масса закипит, кастрюлю сдвигают с огня, хорошо размешивают и вливают двухпроцентный раствор серной кислоты. После этого массу промывают водой и, прибавив несколько капель нашатырного спирта, кладут в сито, а дальше делают то же, что и при обработке зеленой тины для получения небеленой бумаги.

Бумага получится совершенно белая, не отличимая от обыкновенной. На ней можно писать чернилами, тушью, карандашом, рисовать красками. Любопытно рассмотреть в лупу и микроскоп водоросль, из которой получилась бумага, и сравнить составные волокна бумаги из тряпок, древесины и тины.

Вам известно из описаний китайского способа изготовления бумаги, что толщина листа зависит от бумажной массы, взболтанной в воде и оставшейся на ситечке.

Можно приготовить таким образом картон или использовать массу как папье-маше для вылепливания стаканов, чашек, моде лей, игрушек.

Начиная с XIII века крупные бумагоделательные мастерские стали на каждом листе бумаги ставить свое клеймо в виде рисунка или «водяные знаки», называемые филигранью.

Рисунок делали из тонкой проволоки или вышивали шелком на черпальной сетке. Эту филигрань (водяные знаки) видел каждый на бумажных деньгах или на старинных листах бумаги. Каждая фирма, кроме своего знака, выставляла и год выпуска бумаги. Эти знаки, видные на свет, имеют большое значение при определении подлинности важных исторических документов.

Есть любители, коллекционирующие бумагу с разными водяными знаками. Если кто-нибудь из вас пожелает иметь бумагу собственного изготовления с личным водяным знаком, то может легко ее изготовить.

На дно ситечка прикрепите сделанный из тонкой проволоки какой-либо значок или начальные буквы своего имени и фамилии или, что значительно проще, вышейте их тонкими нитками. У вас получится бумага с «гербом» вашего бумажного производства.

Летом заготовьте побольше тины, высушенной и обесцвеченной на солнце, чтобы в зимнее время дома или в школе со всеми удобствами заняться искусством бумагоделания.

Бумага из водорослей (один из вариантов изготовления Диметрия Богданова)

Из тины — зеленых нитчатых водорослей, в обилии встречающихся в карьерах болот, прудах, отмелях рек, можно получить бумагу, мало чем отличающуюся от настоящей.

Тиру собирают на берегу водоема или граблями поднимают со дна. Вытащенную зеленую массу отжимают и вешают для просушки. Как только водоросли высохнут, их нарезают ножницами на мелкие кусочки (не более 0,5 см), складывают в ступку и, смачивая водой, толкут минут пятнадцать.

Растолченную тину кладут в сито и опускают в емкость с водой. Необходимо дождаться, чтобы измельченная тина равномерно осела на дно сита. Затем сито осторожно вынимают из воды, кладут в него кусок бумаги или тряпочки и, слегка надавливая, отжимают массу, после чего перекладывают на лист бумаги, положенный на гладкую доску. Сверху отжатую тину накрывают листом бумаги или тряпочкой и проглаживают горячим утюгом до полного высыхания. Получится лист зеленой или желтовато-серой бумаги.

Для изготовления чисто белой бумаги (отбеленной) толченую тину кладут в емкость с 10%-ным раствором хлорной извести и ставят на огонь. Как только масса закипит, ее снимают с огня, хорошо размешивают и вливают 2%-ный раствор серной кислоты. После этого массу промывают водой и, прибавив несколько капель нашатырного спирта, кладут в сито. Дальше — та же технология, что и при получении небеленой бумаги. На полученной «болотной» бумаге можно писать тушью, чернилами, карандашами, рисовать красками.